С чего начинать при определении цены будущего макета?

16 мая 2018

Итак, статья о наболевшем.

Подробно о формальных факторах напрямую влияющих на стоимость макета у нас уже есть развернутая статья. В этот раз поговорим о личном, местами субъективном и крайне актуальном опыте.

О менеджерах и посредниках.

Неумные менеджеры, представители заказчика, часто звонят с одним и тем же вопросом: - «Сколько?» В голове большинства из них намертво выгравирован штамп – профессионал знает свою цену и без особых затруднений её озвучит. Да, это работает, когда исполнитель знает заказчика, но зачастую всё с точностью до наоборот. Для макетчика важно прямое общение с лицом, которое будет принимать работу, все остальные посредники, как показывает опыт, искажают картину.  Посредник в переговорах, часто отсеивает профессионалов, ориентируясь на минимальную цену и молниеносное её определение, что влечет за собой составление «прейскуранта» из дилетантов, о них в конце статьи. Макет, в представлении будущего владельца – это всегда очень интересный и сложный объект, его концепция в головах участников (заказчик, посредник, исполнитель) может кардинально отличаться, что с вероятностью 100% повлияет на цену.

Варианты стоимости.

Как определить будущую цену макета, не зная заказчика? Каждый раз пальцем в небо.

Если представить что все мастерские делают макеты одинаково хорошо, то цена всё равно будет различаться, видимо в  попытке заработать. Если убрать корыстную составляющую, цена все равно будет разной, так как всё что есть в макете можно решить с различной степенью детализации и сложности, но одинаково аккуратно и завершенно. В сухом остатке оказывается, что выбирая самый дешевый макет, вы выбираете тот, в который вложено меньше всего сил и средств. Как следствие, полученный результат не соответствует ожиданиям. Теперь вернем разницу в качестве, добавим разнообразные материалы, применяемые технологии и всевозможные аксессуары. Получаем расхождение бюджетов в десятки раз.

Примеры:

- основание макета (стол или тумба) может стоить 5т.р, а может 1,5млн. Вроде бы одинаково хорошо сделаны, каждый в своём ценовом сегменте, вот только материалы разные. Может быть простая геометрия, а может сложная пространственная дизайнерская конструкция, или скажем параметрический объем ни на что не похожий, но как нельзя, кстати, украшающий и подчеркивающий вашу презентацию;

- защитная  конструкция. Витрина из тонкого стекла, либо основательный короб из толстого оргстекла  с гравировкой, завершающей композицию нужной информацией. Стоимость оргстекла кратно вырастает при его утолщении на миллиметр, а тонкое может дать волну и прогибаться под собственным весом. Вроде бы аккуратно и функция одна, а цена нет;

- транспортировочная тара. Деревянный ящик из отработанных досок или рэковый кофр с индивидуальной фурнитурой и ложементом, позволяющий комфортно перевозить макет в любых условиях, не боясь за его сохранность;

- благоустройство объекта. Распечатанная на оракале градостроительная ситуация, либо же естественная «картина» с колосящейся травой на газонах, четко читаемой рельефной плиткой мощения тротуара, масштабным бортовым камнем с различимым материалом гранита или бетона, перепадом высоты между тротуаром, дорогой и газоном, реалистичные узнаваемые малые архитектурные формы;

- озеленение. Крученые из медной проволоки стволы и поролоновые кроны или  массивы и отдельно стоящие композиции из деревьев более чем 20и брендов европейских компаний, производящих аксессуары для макетов, стабилизированный финский мох в более мелких масштабах, всевозможные авторские эксперименты и т. д;

- архитектура, конструкция. Об этом можно рассуждать бесконечно, да и эту тему мы уже затрагивали в другой статье;

- электрика в макете. 2 лампочки и кнопка вкл. или 2000 светодиодов в сложной компоновке, машинки, трамваи, поезда ездят, конвейеры работают, из труб идет пар, коровы мычат, приятный женский голос рассказывает тематическую историю объекта по ходу загорания светодиодов, проводя зрителя по увлекательному маршруту;

- себестоимость материалов и технологий. Грубо говоря, бумага ничего не стоит, если её резать ножиком или ножницами. А может использоваться металл, ценные породы дерева, огромная колоратура пластиков, стекла и т. д. Лазерная и фрезерная резка, 3д печать и 3д сканирование, гравировка, аэрография, катерная резка, 3д скульптинг и т. п;

- кадры. Студент, который режет бумагу ножиком – бесплатный вариант. ФНС же авторитетно заявляет о средней зарплате по отрасли в 60т.р. на 2018г. Один профессионал над большим макетом за месяц не справится физически. Бывают настолько сложные и большие макеты, что нужно 10 профессионалов плюс рядовые макетчики, чтобы уложиться в сроки, практикантов не считаем.

Описанные примеры являются крайностями. Нужный вам вариант где-то между. Если вы спросите: - «За сколько вы сделаете макет?», - ответом будет, что мы можем освоить любой бюджет. Не от нуля, конечно же, но потолок может быть на очень и очень внушительной высоте. Самый лучший способ для заказчика – это выделить фиксированный бюджет на макет и собрать предложения на тему: что мы за это получим? В нашей мастерской, вы получите подробное обоснование.

Когда заказчик сам составляет задание и хочет узнать стоимость, мастерские назначают цену макета с максимальными упрощениями (скрытими в ТЗ), исключительно для того, чтобы победить в конкурсе. Перерабатывать или работать в  минус никто не хочет и все теряют в качестве. На это накалываются все менеджеры, пытающиеся выяснить цену работ. Решить проблему можно при личной встрече, но не с менеджером-посредником, а с его руководством, принимающим макет, что бы точно знать запросы и в итоге выполнить работы именно так или лучше.

Почему дилетанты знают себе цену?

1.            Если на сайте исполнителя выставлен прайс на макеты, стоит присмотреться и задуматься. По качеству они все одинаковые. Одинаковый подход во всём, без фантазии и как следствие отсутствие развития. Скорее всего, руководитель данной мастерской не архитектор и даже не дизайнер, а люди, что у него работают просто наёмные сотрудники с присущей им текучкой. Такие макеты выглядят - насколько стоят, либо хуже. Макеты профессионалов выглядят - сильно дороже, чем на них затрачено.

2.            Отсутствие опыта. Макет имеет неограниченное количество реализаций. Множество студентов архитектурных вузов, по завершении обучения мнят себя экспертами, особенно в макетировании. Они проходили долгий и кажущийся на то время тяжелый путь реализации своих идей в объемных композициях, но по факту, учебное макетирование не имеет ничего общего с коммерческим.

3.            Потому что мудак. Неадекватно заниженный бюджет с целью победить в конкурсе приводит к крайне печальным результатам. Достаточно часто бывают случаи, когда заявленная стоимость в 3-4 раза ниже себестоимости, основанной на подробном техническом задании. Результат расстраивает всех. Почти всегда это государственные закупки.  Тут и заказчик, и исполнитель молодцы: цена и сроки исключают даже намек на какое либо качество. 

Весь список