Один из самых важных и сложных пунктов при формировании идеи будущего макета. Трудность в том, что заказчик часто не понимает, как будет восприниматься макет с той или иной степенью детализации в разных контекстах и преимущества стилизации над излишней проработкой деталей. Иногда чрезмерное количество мелких деталей может перегрузить макет. Натуралистичность же не всегда означает усложнение конструкции и детализацию макетов, гораздо важней выделить главные элементы, формируя гармоничную законченную композицию макета. Точно так же как черно-белая фотография может оказаться более выразительной и эффектной, чем передающая все детали, цветная, глянцевая, с высоким разрешением. Но и такая имеет место быть. Если спроецировать данный тезис на макеты, то выходит не всегда правильно дотошно следовать насыщеной деталировке, чаще всего стилизируя и соблюдая композицию можно добиться более яркого результата.
Один из основных моментов высокой проработки макета – масштабная передача толщин и глубин деталей объекта. Играть этими величинами, детализируя макеты, можно до 0,1 миллиметра, но так же можно полностью игнорировать, оставляя лишь общий силуэт. Это зависит от назначения, масштаба, выбора материала, технологии, сроков и бюджета макета.
Рассмотрим влияние масштаба на детализацию на примере отображения в макете здания оконных проемов:
- 1:200 переходный масштаб макетов, оконные проемы могут находиться как в нишах, так и имитировать глубину. Вариант с нишами более дорогой и трудоемкий и не всегда является необходимым;
- >1:200 ниши становятся необходимым отражением масштаба, особенно 1:100 и крупнее. В масштабе 1:50 и более, желательно показывать на макете толщину материала переплетов, заполнение проемов должно обладать свойствами натурального стекла, все материалы узнаваемы и масштабны (размер кирпича, плитки т. д.);
- <1:200 ниши не требуются, в масштабе до 1:500 возможно показывать отдельно массивы остеклений, крупные витражи, как цельные плоскости. Достаточно макетом передать силуэт, в объеме необходимом для понимания градостроительной идеи здания.
Стилизация подразумевает упрощение некоторых объемов в общей парадигме стилистики макета: уменьшение количества материалов или цветовой гаммы, приведение к некоторой модульной системе. Например: ступенчатость в рельефе, гравировка деталей макета (вместо объемного воплощения), использование материалов отличных от их реального прототипа (прозрачные или монохромные ограждения, газоны, деревья из простых геометрических форм и т. д.). Цель создать эффектный, необычный, композиционно цельный макет, при минимуме средств.