Идея будущего здания или сооружения, оформленная в официальный документ. Является отправной точкой с которой начинается перетекание замысла, в результате консенсуса архитектора и заказчика, в реальность к проекту. В данном виде проектов намечается общий план ведения работ, помогая заказчику избежать дополнительных трат в дальнейшем.
Для чего нужен эскизный проект.
1. Разработка проектом общей концепции: функциональность, конструктивная схема, строительные материалы, внешний вид, технико-экономические показатели.
2. Для согласования пожеланий заказчика со строительными нормами и правилами.
3. В большинстве случаев органы местного самоуправления требуют эскизный проект для получения градостроительного плана, по крайней мере в Екатеринбурге.
4. Укрупненный расчет максимальных мощностей для запроса технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
5. Для выдачи задания на проведение инженерных изысканий.
6. Для ориентировочного подсчета бюджета строительства.
7. Для рассмотрения архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на архитектурно-градостроительном совете города (при необходимости).
Исходные данные.
1. Пожелания заказчика, достаточные для составления адекватного технического задания.
2. Правоустанавливающие документы на землю с описанием границ, координат участка проектирования (кадастровый план).
3. Градостроительный план (при наличии).
4. Топографическая съемка (при наличии). Желательна при сложном рельефе, активном участии существующего ландшафта в концепции эскизного проекта.
Состав.
1. Ситуационный план М 1:5000, 1:10000
2. Схема генерального плана М 1:500
3. Поэтажные планы М 1:50, 1:100
4. Характерные разрезы М 1:50, 1:100
5. Фасады с цветовым решением и отделочными материалами М 1:50, 1:100
6. Перспективные виды, фотомонтаж в существующую застройку (минимум 3 вида).
7. Пояснительная записка с обоснованием проектных решений и технико-экономическими показателями.
Размышления на тему.
Имея на руках данный проект, заказчик уже получает возможность предметно решать сопутствующие задачи. Например: поиск средств, подрядчиков, оборудования, спецтехники, материалов. В зависимости от структуры местных строительных материалов, квалификации строителей и мощности местных строительных предприятий конструктивную часть необходимо решать соответствующим образом, предпочитая один вариант другому. В зависимости от конструктивного решения будет окончательно выбрано и архитектурное решение.
Разработка эскизного варианта архитектурных проектов относится к области тактики. Не будем заблуждаться: нужные нам решения не появятся сами собой автоматически только потому, что мы собрали всю полезную (или кажущуюся таковой) документацию изучаемого предмета. Чтобы хорошо играть и выигрывать, недостаточно знать правила игры. Недостаточно знать грамматику, чтобы говорить и писать на каком-либо языке. Замысел решений – это синтез. Самый дух синтеза противоположен анализу. При анализе избегают всякого творческого воображения, заставляющего при решении задачи отклоняться в сторону. Наоборот, синтез невозможен без творческого воображения. Цель исследования – найти приемлемое решение и использовать его в проекты. При двусторонней (двуглавой) системе проектирования – архитектор-инженер (художественная - техническая) мы имеем два аспекта решения: архитектурное решение и инженерное решение свойственное проекту.
Раздельное рассмотрение этих решений совершенно необязательно. Несмотря на различия, они взаимно объединяются и должны быть осмысленны одновременно, как взаимосвязанные проекты. Разумеется, архитектурное решение предшествует конструктивному: конструктивное решение надо к чему-то приложить.
В процессе разработки эскизного проекта воображение подскажет различные архитектурные решения, которые с самого начала представляются либо хорошими, либо плохими. Но это первое впечатление может не соответствовать действительности. Эскизы необходимо делать в самых общих чертах, предпочтительнее в масштабе, фиксируя все появляющиеся идеи, не расходуя времени на обстоятельное выяснение, будут ли они в действительности хорошими или плохими. Эти эскизы будут способствовать возникновению новых идей. Кальки нужно накладывать одну на другую. Окончательно принятое решение будет не всегда тем, которое априори кажется наилучшим.
Разработка эскизного проекта – это предвосхищение будущего, учет моментов, которые так или иначе, придется учитывать в разных сущностях объекта, в разные отрезки времени. Возможно в рабочем проекте, строительстве, отделке, эксплуатации, при перепланировках и реконструкциях, при изменении функции, перепродаже. С одной стороны сюда же можно отнести и моральное старение архитектуры здания, то есть уже на стадии эскизного проекта, позаботится о том, что в будущем, скажем лет через 50, заказчику не будет стыдно, проходя мимо построенного им «шедевра», и не созерцать внутреннее убранство, организованное вокруг некогда модного течения в дизайне, а ныне не актуального и неудобного. С другой стороны мы не думаем, что существуют неизменные требования к внешнему виду зданий. Формы в архитектуре меняются, как моды у женщин. Те, которыми еще недавно восхищались, сильно надоедают, повторяясь длительное время. Они внезапно отвергаются и заменяются новыми, несмотря на то, что прежние были приемлемы, а станут ли такими новые, еще неизвестно. В прошлом архитекторы эскизируя проекты часто останавливали свой выбор на классических формах, подчеркивая их силу и спокойствие, уравновешенность и сдержанность, изящество и утонченность. Нужно было убедить и восхитить, а не навязывать новое, необычное. Сегодня процесс идет обратным путем: сначала навязывают новые формы и строят нечто нелепое, невиданное, гигантское, чрезмерное. Все это пройдёт как эфемерная мода. Никто не может предсказать как будет развиваться архитектура завтра.
Принято, что архитектура эскизного проекта должна ясно выражать назначение сооружения и что внешний вид здания должен соответствовать его назначению. Однако нельзя сказать, что «функциональность» красива; ей нельзя придавать слишком большого значения, как это некоторые делают.
Требования к внешнему виду здания могут подчинить себе его конструктивное решение. Хорошие, испытанные материалы отвергаются по незначительным мотивам. А заменившие их материалы не всегда удовлетворяют всем требованиям. Современный внешний вид, придаваемый зданиям, требует конструктивных ухищрений, которые имеют сомнительную долговечность и обходятся дорого.
Мы создаем эскизный проект со смыслом не только своего времени, но так же для будущего. У наших детей будут собственные вкусы, отличные от наших. При систематическом учете традиций, хотя и без отказа от новых методов строительства, можно избежать слишком рискованных и приемлемых решений. Надо заботится об улучшении внешнего вида зданий. Эстетические решения многочисленны и разнообразны.
Детальная разработка – трудная операция для архитектора и инженера. Невозможно разрабатывать рабочую документацию, имея в виду несколько эскизов сразу, - нужно остановится на одном и следовать ему в течении всего процесса разработки: тем не менее не запрещается вносить на этой стадии оказавшиеся необходимыми изменения в деталях.
Предварительная концепция проекта в крупном плане фиксирует основные требования либо количественно, либо качественно.
Следует приступить к более тщательному исследованию этих требований. Уже говорилось, что в настоящее время мы технически вооружены, чтобы это выполнить. Но не всегда это выполняют. Это основная причина различных неудач. Обычно довольствуются соблюдением нормативных положений. Но они не полны и не содержат всех требований.
Эскизный проект явно или неявно учитывает и такие вторичные факторы, которые обычно связаны с дополнительными требованиями к функциональности. Эти факторы, несомненно, также должны быть учтены. Нельзя начинать сначала при каждом новом исследовании. Поскольку эти факторы мало связаны между собой, их можно исследовать отдельно и получить соответствующие решения.
Ждем вас коллеги! Давайте творить вместе!